Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Методические рекомендации по созданию совета многоквартирного дома». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ) общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом и проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
Следует отметить, что согласно ч.3 ст.45 ЖК РФ право голосования на общем собрании имеют только собственники или их представители.
В то же время ЖК РФ не содержит критериев к лицам, которые могут быть избраны секретарем на ОСС.
Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и порядку передачи копий решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор, утверждены приказом Минстроя России от 28 января 2019 года N 44/пр (далее — Требования).
Согласно п.3 Требований протокол общего собрания ведется и оформляется секретарем общего собрания, кандидатура которого избирается решением общего собрания.
Соответственно, прямое ограничение того, что секретарь должен избираться только из числа собственников помещений в многоквартирном доме, законодательно не установлено.
Bыбop пpeдceдaтeля coвeтa дoмa
Paбoтa нa пocтy пpeдceдaтeля coвeтa мoжeт кaзaтьcя лeгкoй и нeпpинyждeннoй. Oднaкo ecли paзoбpaтьcя бoлee пoдpoбнo, тo этo coвceм нe тaк. Нe зaбывaйтe, чтo чeлoвeкy, зaнимaющeмy этy дoлжнocть, пpидeтcя нa oфициaльнoм ypoвнe oбщaтьcя c бoльшим кoличecтвoм людeй, зaнимaтьcя дeлoвoй пepeпиcкoй, cocтaвлять дoкyмeнты, кoнтpoлиpoвaть выпoлнeниe paбoт и тaк дaлee. Пoэтoмy oн дoлжeн oблaдaть pядoм ключeвыx знaний и нaвыкoв. A имeннo:
- быть кoммyникaбeльным;
- oблaдaть гpaмoтнoй peчью (пиcьмeннoй и ycтнoй);
- быть oтвeтcтвeнным и инициaтивным;
- имeть opгaнизaтopcкиe и yпpaвлeнчecкиe cпocoбнocти;
- oблaдaть знaниями в oблacти oбcлyживaния мнoгoэтaжeк.
B дoлжнocтныe oбязaннocти пpeдceдaтeля вxoдит peгyляpнaя пpoвepкa cocтoяния oбъeктoв oбщeгo имyщecтвa: кpыш, пoдвaлoв, вoдoпpoвoдa, элeктpoceтeй, лифтoв и тaк дaлee. Ecли пpи этoм пpeдceдaтeль нe бyдeт oблaдaть дocтaтoчным ypoвнeм знaний, тo oн лeгкo yпycтит из видy вaжнyю дeтaль или пoпpocтy пpoигнopиpyeт чacть peзyльтaтoв пpoвepки. B peзyльтaтe чeгo мoгyт пocтpaдaть жильцы дoмa. Aвapии и oтключeниe ycлyг ЖКX — этo лишь мaлaя чacть тoгo, чтo мoжeт пpoизoйти бeз дoлжнoгo кoнтpoля и cвoeвpeмeннoгo oпpeдeлeния нeиcпpaвнocтeй. Пoэтoмy, выбиpaя пpeдceдaтeля, пepвым дeлoм yбeдитecь в eгo кoмпeтeнтнocти.
Baжнo! Coглacнo ЖК PФ, пpeдceдaтeлeм coвeтa мoжнo выбpaть лишь из чиcлa coбcтвeнникoв жилья в MКД. Oднaкo пpи выбope пoдxoдящeй кaндидaтypы cтoит пoмнить, чтo пpeдceдaтeль — нe фopмaльнaя дoлжнocть.
Oт чeлoвeкa, зaнимaющeгo этoт пocт, зaвиcит cocтoяниe дoмa. Пoэтoмy к выпoлнeнию cвoиx oбязaннocтeй oн дoлжeн пoдxoдить co вceй oтвeтcтвeннocтью.
Pacшиpeниe пoлнoмoчий
Bлaдeльцы квapтиp впpaвe pacшиpить пoлнoмoчия, кoтopыми oблaдaют члeны coвeтa дoмa и (или) eгo пpeдceдaтeль. Для этoгo пoнaдoбитcя пoдпиcaть cooтвeтcтвyющий дoгoвop c yпpaвляющeй кoмпaниeй, oбcлyживaющeй дoм, пoдpяднoй opгaнизaциeй или гocyдapcтвeнными opгaнaми. Oднaкo cтoит oбpaтить внимaниe нa тo, чтo pacшиpeнный cпиcoк oбязaннocтeй coвeтa нe мoжeт пpoтивopeчить Жилищнoмy Кoдeкcy PФ.
Coглacнo cт. 185 ГК PФ в дoвepeннocти, выдaннoй пpeдceдaтeлю, дoлжны yкaзывaтьcя вce coбcтвeнники, coглacившиecя нa pacшиpeниe cпиcкa eгo пoлнoмoчий.
B нeкoтopыx cлyчaяx нeoбxoдимo нe pacшиpять кpyг пoлнoмoчий, a пepeдaвaть иx coвepшeннo дpyгoмy лицy. Taкиx cлyчaeв мoжeт быть нecкoлькo:
- пpeдceдaтeль нe нaмepeн пpoдoлжaть paбoтy в coвeтe и xoчeт ocтaвить cвoй пocт пo coбcтвeннoмy жeлaнию;
- coбcтвeнники нeдoвoльны paбoтoй дeйcтвyющeгo пpeдceдaтeля или выcкaзывaют нeдoвepиe к лиц, зaнимaющeмy этoт пocт.
Ecли влaдeльцы жилья в мнoгoквapтиpнoм дoмe нacтaивaют нa пepeвыбopax пpeдceдaтeля, тo им нeoбxoдимo cocтaвить пeтицию и coбpaть пoдпиcи в пoльзy cмeны дeйcтвyющeгo члeнa coвeтa. Для пpoвeдeния дocpoчныx выбopoв дocтaтoчнo coбpaть нe мeнee 25% гoлocoв «зa».
Ecли нeoбxoдимoe кoличecтвo гoлocoв былo coбpaнo, тo для выбopoв нoвoгo пpeдcтaвитeля coвeтa opгaнизyeтcя coбpaниe дoмoвлaдeльцeв. Пo итoгaм пpoвeдeния пoвтopныx выбopoв cocтaвляeтcя пpoтoкoл, кoтopый пepeдaeтcя в yпpaвляющyю кoмпaнию. Coтpyдники кoмпaнии изyчaют пpeдocтaвлeнный дoкyмeнт, пocлe чeгo aннyлиpyют пoлнoмoчия пpeжнeгo глaвы coвeтa.
Срок полномочий совета многоквартирного дома
Созданный совет МКД действует, согласно частям 9 и 10 статьи №161.1 ЖК РФ, до тех пор, пока не будет переизбран орган на общедомовом собрании либо принято решение об организации ТСЖ. Каждые два года совет подлежит переизбранию. Но собственники квартир городской многоэтажки вправе определить и другой срок. Если после завершения установленного термина владельцы квартир не приняли решение о переизбрании совета, тогда его действие пролонгируется на тот же период.
Если совет не исполняет свои обязанности должным образом, он может быть переизбран досрочно. С этой целью формируется инициативная группа, проводится собрание, на которое выносится вопрос о смене состава совета. Обязательно указывается причина переизбрания и новые кандидаты. Участники совета, в свою очередь, имеют право оспорить решение о снятии их с должностей в судебном порядке.
Таким образом, домовой комитет выступает важным органом, который упрощает взаимодействие владельцев квартир с управляющей компанией. Для создания совета дома в многоквартирном доме нужно пройти ряд шагов: сформировать инициативную группу и провести собрание, составить уведомления и разослать их жильцам, провести общее собрание, подвести итоги голосования и оповестить о результатах владельцев квартир, а затем направить протокол и решение в требуемые органы на хранение. Важно действовать согласно положениям закона. Тогда совет многоэтажки будет избран правильно и признан действующим.
Что вправе делать представители совета МКД?
Основная задача этого органа — защита прав и законных интересов собственников. Совет МКД может выступать от имени квартировладельцев при спорах с управляющей компанией или ресурсоснабжающей организацией по поводу оказания некачественных услуг или неисполнения теми обязательств. В частности, члены данного органа вправе фиксировать надлежащим образом подобные нарушения и предоставлять соответствующие доказательства в УК с требованием устранить выявленные проблемы.
Совет участвует в подписании актов о выполненном ремонте (включая капитальный) или о фиксации повреждения имущества собственников (затопление, умышленное причинение вреда). Оба документа составляют представители УК. Если последние отказываются заполнять подобные акты, эту процедуру вправе осуществить члены совещательного органа. Кроме того, совет может инициировать проведение внеочередного собрания собственников.
8.1 Правление является постоянно действующим коллегиальным органом АНО. Правление состоит не более чем из 4 (четырех) членов. Правление назначается Общим собранием учредителей на 3 (три) года. Численный состав Правления определяется Общим собранием учредителей. В состав Правления по должности входит Генеральный директор. В случае, если срок полномочий Правления истек, а Общее собрание учредителей не приняло решение о назначении нового состава Правления, полномочия Правления считаются продленными до принятия Общим собранием учредителей соответствующего решения.
8.2 Члены Правления лично участвуют в его работе.
8.3 Член Правления вправе в любой момент выйти из состава Правления, подав соответствующее заявление на имя Общего собрания учредителей через Председателя Правления, и считается вышедшим с момента получения заявления Председателем Правления. В случае выхода кого-либо из членов Правления либо прекращения полномочий кого-либо из членов Правления Общее собрание обязано назначить нового члена (новых членов) Правления в течение 1 (одного) месяца, либо принять решение об изменении численного состава Правления. До назначения нового члена (новых членов) Правления оно правомочно в случае соблюдения условий, предусмотренных пунктом 8.10. настоящего Устава.
8.4 К компетенции Правления относятся следующие вопросы:
- утверждение годового отчета и бухгалтерской (финансовой) отчетности АНО, а также годовых отчетов о деятельности АНО, включая отчеты об исполнении бюджета (финансового плана) АНО;
- утверждение финансового плана (бюджета), а также утверждение изменений в данный документ;
- представление Общему собранию учредителей проектов решений по вопросам, входящим в компетенцию Общего собрания учредителей;
- избрание Председателя Правления и Секретаря Правления, прекращение их полномочий;
- утверждение Положения о Правлении, Наблюдательном и Экспертном советах, Экспертном сообществе;
- формирование Наблюдательного и Экспертного советов, определение их численных составов;
- одобрение сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, и иных сделок в случаях, предусмотренных действующим законодательством:
- определение условий трудового договора, включая размер должностного оклада, Генерального директора, изменение условий трудового договора, премирование Генерального директора;
- назначение ревизии и аудита;
- назначение заместителей Генерального директора – директоров по направления деятельности АНО, определение условий трудового договора с ними, включая размер должностного оклада, изменение условий трудового договора;
- распределение полномочий между заместителями Генерального директора – директорами по направлениям деятельности АНО, утверждение отчетов об их деятельности;
- утверждение вынесенных Генеральным директором на рассмотрение вопросов, входящих в компетенцию Генерального директора;
- иные вопросы, отнесенные к компетенции Правления настоящим Уставом и (или) действующим законодательством.
8.5 Решения Правления оформляются протоколами.
Правовой статус председателя общего собрания акционерного общества, акционерная и судебная практика
В статье рассмотрены злободневные для акционерных обществ, их членов и партнеров, многих субъектов предпринимательской деятельности, контролирующих и правоохранительных органов, органов правосудия, широкого круга физических и юридических лиц вопросы правового статуса председателя общего собрания акционерного общества. Делается анализ полномочий этого лица и проводится сравнение с иными лицами, относящимися к руководству акционерного общества.
Степень актуальности повышается в связи с тем, что на основании имеющихся публикаций и практики может сложиться впечатление, что лицо, которое руководит заседанием высшего органа управления в акционерном обществе, т.е. заседанием общего собрания акционеров, имеет неограниченные полномочия.
Для того чтобы понять роль председателя общего собрания акционерного общества, обратимся в первую очередь к ГК , а также к действующему Закону Республики Беларусь от 09.12.1992 N 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон) , а именно к его ст. 3 и гл. 8.
Начнем с того, что в ст. 103 «Управление в акционерном обществе» ГК председатель общего собрания не упоминается вообще. Высшим органом управления в акционерном обществе является общее собрание акционеров (ч. 1 п. 1 ст. 103 ГК).
В ч. 1 п. 3 ст. 103 ГК прямо указано, что исполнительный орган общества может быть коллегиальным (правление, дирекция) и (или) единоличным (директор, генеральный директор). Он осуществляет текущее руководство деятельностью общества, подотчетен совету директоров (наблюдательному совету) и общему собранию акционеров.
Это значит, что и ГК, и ст. 33 Закона содержат исчерпывающий перечень органов управления акционерного общества: общее собрание акционеров (высший орган управления), совет директоров или наблюдательный совет, правление или дирекция, директор или генеральный директор. Председателя общего собрания акционеров в данном перечне нет. Отсутствует это лицо и в перечне контролирующих органов акционерного общества.
По решению общего собрания акционеров полномочия исполнительного органа общества могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему)(ч. 3 п. 3 ст. 103 ГК). Но данная норма не имеет отношения к председателю общего собрания акционеров.
Проанализируем текст Закона в этом смысле. В ч. 2 ст. 44 Закона указано следующее. Во-первых, общее собрание участников хозяйственного общества, проводимое в очной либо смешанной форме, ведет председатель, избираемый на срок и в порядке, определенные уставом и (или) собранием. Это императивная правовая норма, согласно которой общее собрание хозяйственного общества всегда ведет председатель.
Данная норма полностью распространяется на акционерные общества, поскольку гл. 8 Закона не содержит особенностей ведения общего собрания в акционерном обществе. Срок и порядок избрания председателя общего собрания акционерного общества также определяются уставом или самим общим собранием. Смысл данной правовой нормы сводится к тому, что председатель общего собрания акционеров на собрании должен быть и избирается он для ведения собрания. «Председатель общего собрания избирается потому, что без определенной организации представить себе проведение заседания, на котором присутствует определенное количество человек, невозможно… При этом законодатель указывает, что председатель общего собрания избирается прежде всего именно для целей ведения заседания общего собрания» . Здесь также не называется, кем должно быть данное лицо по своему правовому положению в акционерном обществе. Логично предположить, что это один из акционеров.
Во-вторых, председательствовать на общем собрании участников хозяйственного общества может лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа, председатель коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета), если иное не предусмотрено уставом и Законом. В этой части правовой нормы уточняется, что избранным в качестве председателя общего собрания акционерного общества может быть не только любой акционер, но и директор (генеральный директор) акционерного общества либо председатель коллегиального органа управления.
Данная правовая норма в очередной раз подчеркивает, что роль председательствующего на общем собрании акционеров независимо от того, кто он по статусу, сводится к организации и ведению собрания, т.е. к техническим функциям. В его компетенцию входят исключительно вопросы ведения общего собрания акционеров: объявление повестки дня; предоставление слова акционерам, желающим выступить; постановка на голосование вопросов, определенных общим собранием; объявление итогов голосования по конкретному вопросу, подписание протокола собрания и т.д. Как подтверждает судебная практика экономических судов Беларуси, в различных акционерных обществах существует разнообразная практика избрания председателя общего собрания: на каждое собрание, на несколько собраний, на определенный период, без указания срока, без избрания председателя собрания .
Права председателя общего собрания акционеров на решение иных вопросов действующее законодательство не предусматривает, а судебная практика такой вывод подтверждает. Так, хозяйственный суд Могилевской области признал недействительным решение председателя общего собрания участников ОДО «А» об отказе включить в повестку дня внеочередного общего собрания предложения иных участников .
В-третьих, если это предусмотрено уставом, ведение протокола общего собрания участников хозяйственного общества осуществляет секретарь собрания, избираемый либо назначаемый в порядке, определенном уставом. В иных случаях ведение протокола обеспечивает председатель общего собрания. И данная правовая норма свидетельствует, что основная функция исследуемого лица — организационно-техническая. Даже ведение протокола общего собрания по общему правилу возлагается на председателя общего собрания акционеров.
В Законе имеется также правовая норма, якобы предоставляющая председателю общего собрания общества полномочия, схожие с полномочиями органов управления. В частности, в ч. 5 ст. 54 Закона установлено, что права и обязанности единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества определяются Законом, законодательством о труде и уставом, а также трудовыми договорами (контрактами) и (или) гражданско-правовыми договорами, заключаемыми каждым из этих лиц с хозяйственным обществом. Трудовой договор (контракт), гражданско-правовой договор от имени хозяйственного общества подписывает председатель общего собрания участников, на котором были избраны соответствующие лица, или иное физическое лицо (участник), уполномоченное решением собрания.
На самом деле приведенная выше правовая норма только подтверждает вывод, что председатель общего собрания привязан к общему собранию и выполняет исключительно его волю.
Перечисленные договоры (контракты) заключаются общим собранием и лицами, с которыми заключаются эти договоры. В связи с этим, когда имеется волеизъявление общего собрания заключить с конкретным лицом соответствующий договор, подписать его от имени общего собрания хозяйственного общества вправе председатель этого собрания, но лишь в случае, если в хозяйственном обществе не образован совет директоров (наблюдательный совет). Именно такой вывод вытекает из комплексного толкования ч. 5 ст. 54 Закона.
Сообщение (уведомление) о проведении общего собрания
Что должно содержать сообщение о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома?
В сообщении о проведении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома указываются:
- сведения о лице (лицах), по инициативе которого (которых) созывается собрание;
- форма проведения собрания (очное собрание или заочное голосование, собрание в очно-заочной форме);
- дата, время, место проведения собрания или в случае проведения данного собрания в форме очно-заочного голосования – время, дата начала и окончания приема решений собственников по вопросам, поставленным на голосование, место или адрес, куда должны передаваться такие решения;
- повестка дня собрания;
- порядок ознакомления с информацией и (или) материалами, которые будут представлены на данном собрании, место или адрес, где с ними можно ознакомиться.
Направление протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в надзорный орган
Порядок передачи копий протоколов общего собрания собственников помещений установлен Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 937/пр.
1. В связи с принятием Федерального закона №485-ФЗ от 31.12.2017, Управляющая организация, правление ТСЖ, ЖК, ЖСК после 11.01.2018г. обязаны направить не копии, а подлинники решений и протоколов общего собрания собственников помещений, представленных им в соответствии с ч. 1 ст. 46 ЖК РФ лицом, инициировавшим общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, в орган государственного жилищного надзора субъекта РФ, на территории которого находится многоквартирный дом, собственники помещений, в котором проводили общее собрание.
2. Подлинники решений, протокола нужно передать в течение пяти дней с тех пор, как их получили от инициатора управляющая организация, правление ТСЖ, ЖК или ЖСК. Вручение надо оформлять так, чтобы можно было подтвердить факт и дату получения документов органом государственного жилищного надзора. Кроме этого, сохраняется обязанность размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) электронных образов решений, протокола в электронной форме.
3. Копии решений, протокола считаются переданными в случае, когда электронный образ решений, протокола находится в открытом доступе и доступен для обозрения в системе, а также при передаче решений, протокола иным способом, кроме размещения в системе, — в случае наличия у управляющей организации, правления товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива документа, подтверждающего факт и дату их передачи в орган государственного жилищного надзора.
Выбор другого председателя
В ЖК РФ сказано, что выборы совета дома и председателя должны происходить каждые два года на общем собрании. Однако, на нем же можно установить другой срок для выборов в будущем. Если в установленный срок выборы не состоятся, то полномочия действующего совета автоматически переносятся до срока следующих выборов.
Проведение досрочных перевыборов (и внештатного общего собрания) возможно, если совет многоквартирного дома не справляется со своими обязанностями. В протоколе ОСС должно быть указанно, в чем конкретно заключалось нарушение. Например: хамит, нарушает права собственников о получении информации, злоупотребляет своим положением, совершил кражу общего имущества/денежных средств или заключил фиктивную сделку.
При грубых нарушениях можно написать заявление в полицию или жалобу в прокуратору. Причем лучше писать коллективный вариант бумаг, а так же подать в суд.
Доля каждого собственника на общее имущество в доме
Доля собственника помещения в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади принадлежащего ему помещения.
При переходе права собственности на помещение в МКД доля в праве общей собственности на общее имущество в данном доме нового собственника помещения равна доле предшествующего собственника такого помещения.
Собственник помещения в МКД не вправе:
- осуществлять выдел в натуре своей доли в праве общей собственности на общее имущество в доме;
- отчуждать свою долю в праве общей собственности на общее имущество в доме, а также передачу этой доли отдельно от права собственности на указанное помещение.
Что такое общее собрание собственников и какие решения оно может принимать?
Общее собрание собственников многоквартирного дома вправе принимать все основные решения, касающиеся общедомового имущества.
К числу вопросов, которые может решать общее собрание собственников, относятся:
- Проведение реконструкции или капитального ремонта;
- Перепланировка общедомового имущества;
- Использование земельного участка, на котором расположен дом;
- Благоустройство прилегающих к дому территорий;
- Установка и эксплуатация рекламных конструкций, расположенных на доме;
- Выбор способа управления домом (через управляющую компанию, ТСЖ или непосредственно через собрание);
- Участие в программах реновации.
Как проводится голосование в очной, очно-заочной и заочной форме?
Если собрание проходит в очной форме, оно начинается с регистрации всех присутствующих в реестре. Для начала голосования обязателен кворум, то есть присутствующие собственники должны иметь не менее 50% голосов. Далее собрание избирает председателя, секретаря и счетную комиссию. Голосовать можно только по вопросам, включенным в повестку. Оно может быть организовано с помощью бланков голосования или другими способами, например, поднятием рук.
При заочной форме голосование происходит с помощью бланков голосования, которые собственники передают до определенной даты по адресу, указанному в сообщении о проведении собрания.
В ходе
Сроки проведения заочного голосования собственников
По общему правилу собственники должны быть уведомлены о сроке проведения собрания не позднее чем за 10 дней.
Если будет принято решение о проведении собрания с использованием системы, то в этом случае администратору системы должно быть передано сообщение не позднее чем за 14 дней до даты начала проведения собрания. В свою очередь администратор размещает в системе сообщение о проведении собрания не позднее чем за 10 дней.
С использованием системы голосование может длиться не менее 3-х и не более 5-ти дней. Решение по итогам голосования сформируется автоматически и должно быть размещено в системе в течение часа после того как закончится голосование.
Если же голосование проводилось без системы, то решение должно быть доведено в течение 10 дней и не позднее.
Какие есть полномочия у ответственных на общем собрании
Обязанности председателя, секретаря общего собрания, членов счетной комиссии законом не определены. Они сформированы большой практикой общих собраний по всей стране.
Председателя избирают для того, чтобы он вел собрание собственников, а секретаря — для ведения и оформления протокола.
Членов счетной комиссии на общем собрании избирают для того, чтобы они подсчитали голоса участников и подвели итоги голосования по каждому вопросу повестки дня. Члены счетной комиссии выявляют недействительные бланки решений и проверяют полномочия представителей собственников.
По итогам собрания председатель, секретарь и члены счетной комиссии, проводившие подсчет голосов, подписывают протокол собрания собственников . Это определено пп. 3–5 ст. 181.2 ГК РФ и п. 21 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утв. приказом Минстроя России от 25.12.2015 № 937/пр.
Вопрос
Особенности оформления решений
Юридическое значение будут иметь бланки, в которых по каждому вопросу выбран только один вариант ответа из представленных. Решения, оформленные с нарушениями, считаются недействительными.
Если в бланке присутствует несколько вопросов, несоблюдение установленного требования в отношении некоторых из них не повлечет признание недействительности остальных решений.
Обнародование результатов осуществляется по тем же правилам, что предусмотрены для очного голосования. Сообщение может размещаться на доске объявления или направляться каждому жильцу в форме письма. Срок уведомления также равен 10 дням со дня окончательного подсчета голосов.
Минстрой выпустил Методические рекомендации по вопросам применения положений ЖК. В них присутствует несколько приложений, в которых приводятся примерные типовые формы бланков с вопросами, протоколов и других документов, составляемых в ходе собраний. Их можно принять за основу, дополнить, изменить в соответствии с потребностями жильцов конкретного многоквартирного дома.